События 27 Сентября 2023 14 Августа 2023 Уважаемые родители!
Для быстрого и удобного способа получения услуг используйте QR- коды!
... 10 Августа 2023 8, 9, 10 сентября в регионе состоятся выборы Губернатора КуZбасса и выборы депутатов Законадательного... | Рабочая программа музыкальных руководителей Макеевой И.А, Мироновой И.А. подготовительная группа
Содержание
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.1.1 Цели и задачи реализации рабочей программы музыкального руководителя 3 1.1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы музыкального руководителя 4 1.1.3 Значимые для разработки и реализации рабочей программы музыкального руководителя характеристики 5 1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы музыкального руководителя 8
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями 10 развития ребенка (в пяти образовательных областях) 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации 11 рабочей программы с учетом возрастных особенностей воспитанников 2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов 12 и культурных практик 2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы 15 2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива 16 с семьями воспитанников 2.6 Иные характеристики содержания рабочей программы 17 музыкального руководителя
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Материально-техническое обеспечение рабочей программы 20 музыкального руководителя 3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами 20 обучения и воспитания 3.3 Режим дня 25 3.4 Циклограмма деятельности музыкального руководителя 26 3.5 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 27 3.6 Особенности организации развивающей предметно-пространственной 27 среды
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы музыкального руководителя Цели Программы:
Задачи реализации Программы: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию; - поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования; - вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей. - построение системы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с нарушениями речи (ФФНР, ОНР) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников; - развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства. - формирование основ музыкальной культуры дошкольников.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы музыкального руководителя Программа разработана на основе Принципов: - полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития; - построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования); - содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничества с семьей; - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учета этнокультурной ситуации развития детей; - сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и прочими организациями, которые могут внести вклад в развитие образования детей, использование ресурсов местного профессионального сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития; - полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей; - единства диагностики, коррекции и развития; - общие дидактические принципы; - систематичности и взаимосвязи учебного материала; - постепенности подачи учебного материала; - концентрического наращивания информации во всех пяти образовательных областях; - принцип образности основывается на универсальной природной особенности психики ребёнка – дошкольника воспринимать и познавать мир в конкретно-чувственных образах. Содержание музыки разворачивается перед ребёнком через художественный образ и его видоизменения. Задача педагога в том, чтобы сформировать опыт понимания художественного образа; - принцип интонационности (смыслового ядра музыки). Понимание интонационности как сущности музыкального искусства направляет действие педагога на формирование и обогащение интонационно-слухового опыта ребёнка как основы его музыкального развития, разработку методов музыкального образования детей. Накопленный музыкально – слуховой опыт является для ребёнка ориентиром при восприятии новых музыкальных произведений; - принцип ассоциативности ориентирует педагога на актуализацию восприятия, фантазии и воображения ребёнка в процессе его общения с музыкой, на понимание музыкального образа – как отражения окружающего мира, на установление связей музыкальных образов с явлениями окружающей действительности за счёт выхода «во внемузыкальные сферы»; - принцип сходства и различия (Д.Б. Кабалевский) ориентирует на постижение музыки через осмысление и понимание воплощённых в ней жизненных явлений. Подходы, применяемые к формированию Программы: - Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов. - Личностно-ориентированный подход. Сущность: Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. - Деятельностный подход. Сущность: деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). - Индивидуальный подход. Сущность: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задачи воспитателя: индивидуальный подход необходим каждому ребенку, как «трудному», так и благополучному, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны. - Аксиологический (ценностный) подход предусматривает организацию воспитания на основе определенных ценностей, которые, с одной стороны, становятся целью и результатом воспитания, а с другой – его средством. - Компетентностный подход основным результатом образовательной деятельности становится формирование основ компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т.е. быть готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей. - Культурологический подход – методологическое основание процесса воспитания, предусматривающее опору в обучении и воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национальные и этнические особенности.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации рабочей программы музыкального руководителя характеристики
Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития детей дошкольного возраста «Мечтатели, помощники, будущие ученики»
Характеристика детей с нарушением речи
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы музыкального руководителя Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного возраста: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. - с удовольствием слушает музыку разных жанров, узнаёт и называет любимые музыкальные произведения, участвует в разговоре о музыке в форме диалога со взрослыми; - различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель). - различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты); - старается петь выразительно, музыкально, интонационно чисто, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента; - умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс); - способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и на месте; - ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки; - понимает особенности персонажей музыкальной игры-драматизации, находит для их воплощения выразительные пантомимические, мимические и интонационные характеристики; - самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; - исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями художественно-эстетического развития. В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; – развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; – приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности. Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора. Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации. В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов. В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Комплексно-тематический и календарно-тематический планы работы музыкального руководителя представлены в приложениях 1-2.
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является: - формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений; - обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей, в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению. Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального) ситуации. Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности. Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое. Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В плане непосредственно образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе выполнения ритмических упражнений и музыкальных игр. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает: - наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку); - индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.); - создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам; - трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.); - беседы и разговоры с детьми по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; - индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; - двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня; - работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья. Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает: - подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; - наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; - экспериментирование с объектами неживой природы; - сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); - элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; - свободное общение воспитателя с детьми.
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы В образовательном процессе ребёнок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Все виды деятельности, предусмотренные программой ДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
6-8 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Как показывает опыт, педагоги ДОУ нередко испытывают затруднения в работе с родителями. Каждая семья имеет индивидуальные особенности, поэтому педагогам следует подбирать особые подходы к взаимодействию с разными типами семей. Традиционные формы работы с родителями не дают такой возможности, поскольку в основном созданы для воздействия на широкий коллектив родителей всей группы. Взаимодействие родителей и педагогов основано на разных приоритетах (приложение 3). Для педагогов важнее, как организована деятельность группы (соблюдение режима, обеспечение реализации программы), а для родителей главное заключается в том, как их ребенок проявляет себя в группе. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения, построенных на сотрудничестве и взаимодействии. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Главным моментом в контексте «семья – дошкольное учреждение» - является личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада. Реализовать открытость ДОУ «внутрь» - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Для этого нужно создать некоторые условия: - личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах (важно соблюдать такт и избегать панибратства); - вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, (мама шьет куклам, беседует о здоровье, родители участвуют в мероприятиях и подготовке к ним). Открытость детского сада предполагает, что детский сад открыт влиянию микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории спортивным комплексом, библиотекой, общеобразовательной школой и т.д. Чтобы детский сад стал реальной открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения на доверительности: - родители должны быть уверены в хорошем отношении воспитателей к своему ребенку; воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии, не использовать выражение типа «ваша Маша», «ваш ребенок», подчеркивая отстраненность от проблем воспитания; - педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например: «Лена придумала сегодня интересный рассказ, пусть расскажет его вам»; - информация должна быть динамичной: примерно раз в неделю надо обновлять материал на стенде для родителей, при оформлении стенда использовать не только надписи, но и рисунки, фотографии; они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, а затем донести нужную информацию; также должны представляться материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую разобрали на занятии, тексты стихотворений, песен, которые выучили и т. д.; - родители должны иметь возможность прийти в группу и понаблюдать, чем занят ребенок; линия взаимодействия педагогов и родителей не должна оставаться неизменной; родители и педагоги должны иметь возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания; - дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, например, детское упрямство, застенчивость, капризы; - линия воздействия на семью проходит через ребенка: если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
2.6 Иные характеристики содержания рабочей программы музыкального руководителя В условиях нового законодательства однозначно зафиксирована необходимость использования индивидуального подхода в процессе реализации образовательных программ дошкольного образования (пункт 2 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [6]. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования в качестве основного принципа установлена индивидуализация дошкольного образования (пункт 1.4) [5]. Индивидуальные особенности детей должны быть учтены и при проектировании содержательного раздела основной образовательной программы (пункт 2.11.2), и при создании психолого-педагогических условий реализации данной программы (пункт 3.2). Актуализирована реализация индивидуального подхода к детям с особыми образовательными потребностями в условиях вариативности дошкольного образования (пункт 1.4 2 ФГОС дошкольного образования) [5]. Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Индивидуализация дошкольного образования осуществляется в процессе реализации программы индивидуального развития и индивидуального образовательного маршрута ребенка. Программа индивидуального развития представляет собой локальный документ, который содержит совокупность разделов программы, форм и способов их освоения и позволяет создать условия для максимальной реализации индивидуальных образовательных потребностей ребенка. В программе индивидуального развития отражаются все этапы образовательного процесса применительно к конкретному ребенку и динамика развития ребенка при его реализации. Программа индивидуального развития выступает в качестве средства индивидуализации обучения и реализуется посредством индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой и персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в системе образования (интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного), и структурированные действия по реализации программы индивидуального развития с учетом конкретных условий образовательного процесса. Индивидуальный образовательный маршрут варьирует в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты необходимо руководствоваться рядом принципов. Соблюдение принципа соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей ребенка к усвоению новых знаний как базовой характеристики, значимой при проектировании индивидуального образовательного маршрута. «На стороне ребенка» - принцип соблюдения интересов ребенка (Л.М. Шипицина). Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. Суть принципа отказа от усредненного нормирования заключается в избегании прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов учреждения важен для качественного проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника. Дошкольнику гарантировано непрерывное психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах устранения проблемы (принцип непрерывности). Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет устранена. В рамках реализации принципа мультидисциплинарности эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, осуществляющих свой вклад в проектирование индивидуального образовательного маршрута. На данный момент существуют варианты проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста. В исследовании И.А. Галацковой определены и охарактеризованы четыре варианта индивидуальных образовательных маршрута: 1) для ребенка с опережающими темпами развития; 2) для дошкольника с ослабленным здоровьем (соматическая ослабленность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность); 3) для воспитанника с низкой мотивацией к деятельности; 4) одаренного ребенка с особенностями развития (повышенная эмоциональность, недостаточный уровень саморегуляции, трудности в общении). По результатам диагностики ребенка фиксируются проблемы, уточняются их причины для конкретного ребенка. Педагог может установить следующие типичные проблемы. Так, трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу могут быть определены несформированностью произвольного внимания или слабо развитой способностью произвольно управлять своим поведением. Несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие способности управлять своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.), саморегуляцией умственной деятельности обуславливают неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью. Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника связано со слабо развитыми навыками проявления волевых усилий. Ограниченность кругозора, бессистемность, отрывочность знаний об окружающем мире объясняются низкой познавательной активностью, отсутствием саморегуляции умственной деятельности. Несформированность умения осознавать конкретные цели, неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности, осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности являются причинами хаотичной, непродуманной, неконтролируемой деятельности. Музыкальный руководитель акцентирует свое внимание на видах музыкальной деятельности дошкольников. Типичными проблемами, связанными со слушанием музыки, могут быть: слабый интерес к слушанию музыкальных произведений, затруднение в определении характера и образа музыкального произведения, в определении жанра музыки, ограниченный словарный запас. О проблемах в пении свидетельствует неправильно переданный мелодический рисунок песни, ребенок не владеет певческим дыханием, у него слабый артикуляционный аппарат и недостаточно развито чувство ансамбля. При осуществлении музыкально-ритмических движений под музыку ребенок может испытывать затруднения в связи с недостаточно развитым чувством ритма, слабым слуховым восприятием музыки, низким уровнем эмоциональной передачи движений. О проблематичности игры на детских музыкальных инструментах свидетельствует слабым интересом к музицированию, недостаточно развитым чувством ритма, отсутствием навыков игры на детских музыкальных инструментах, затруднения при игре в ансамбле. Типичные проблемы дошкольников, связанные с выполнением общеразвивающих упражнений (метание мяча, прыжки, упражнения на равновесие, бег), являются основаниями для инструктора по физической культуре при проектировании индивидуального образовательного маршрута дошкольников. Конкретизировав перечень проблем для конкретного ребенка, подобрав адекватные для устранения каждой проблемы игры-упражнения, педагог «собирает» индивидуальный образовательный маршрут. Реализация индивидуального маршрута осуществляется до тех пор, пока проблема не устранена. Варианты проектирования индивидуального образовательного маршрута музыкального развития дошкольника представлены в приложении 4.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально-техническое обеспечение рабочей программы Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Музыкальный руководитель организует и проводит в музыкальном зале НОД, утренники, праздники и разные виды музыкально-игровых досугов. Общая площадь музыкального зала – 72 кв. м. Освещенность: - естественная – 3 окна; - искусственная – 8 энергосберегающих светильников. В зале одна дверь и один запасный выход. Пол деревянный, покрытый линолеумом. Оборудование и материалы музыкального зала призваны решать такие задачи, как: - воспитание интереса к музыкальному искусству, развитие музыкальной восприимчивости и эмоциональной отзывчивости к ней, музыкального слуха; - становление музыкальной культуры дошкольников, обогащение его музыкальных впечатлений и расширение кругозора и музыкальных эрудиций; - овладение детьми простейшими музыкальными понятиями, развитие умений музыкального восприятия, исполнительства, творчества; - развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве: воспитание музыкального вкуса, изобразительного оценочного отношения к музыкальным произведениям, развитие творческой активности и самостоятельности, инициативы применять опыт в разных сферах жизнедеятельности у воспитанников детского сада.
3.2 Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для музыкального зала Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности. Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную. Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». ПРС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д, Она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкальнодвигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие ковра на полу размера 17 * 4.5м, позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (фортепиано) пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Можно осуществить оптимальный отбор игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Организуя ПРС во всех этих зонах, руководствуемся принципом комплексно-тематического планирования и выкладываем тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме. Однако принцип комплексно-тематического планирования вовсе не предполагает интеграции абсолютно всех образовательных областей единовременно Восприятие музыки. Происходит во всех зонах музыкального зала. Как пример, можно предложить следующую последовательность смены зон: начало – в спокойной зоне (непосредственное восприятие), затем переход в рабочую зону для продуктивной деятельности, и, наконец, переход в завершающем этапе в активную зону (активное слушание). Оборудование: - Инструмент (фортепиано, аккордеон, на котором исполняется музыкальное произведение, репродукции картин или иллюстрации – интеграция в область «Познавательное развитие»; - Набор детских музыкальных и шумовых инструментов – интеграция в область ««Коммуникативно - личностное развитие», - Мультимедийное оборудование – интеграция в область «Речевое развитие» (презентация стихотворения, передающего характер прослушанного произведения); - Разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений – интеграция в область «Физическое развитие» (активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, колокольчиками, платочками). - Развитие певческих способностей. Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег, прыжки, подскоки). - Примерное оборудование и материал: - Дидактический материал в виде карточек со знаками – интеграция в область ««Коммуникативно - личностное развитие»; - Легкие предметы (снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошки, - интеграция в область «Физическое развитие»; - Предметы пальчикового или плоскостного театра для простой драматизации по тексту песни – интеграция в область «Коммуникативно - личностное развитие»; - Набор детских музыкальных или шумовых инструментов – интеграция в область ««Коммуникативно - личностное развитие»; - Мультимедийное оборудование (презентация песни). - Музыкальное движение. - Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности. Происходит преимущественно в активной зоне. - Примерное оборудование: - Игрушки для танца (например, танец с куклами) – интеграция в область ««Коммуникативно - личностное развитие»; - Атрибуты для создания сказочного игрового образа (муляжи морковок, метелки, мишура) – интеграция в область «Художественно - эстетическое развитие»; - Предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи, степы) – интеграция в область «Физическое развитие»; - Элементарное музицирование. Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкальноритмическое упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и музыкальные игрушки – не совсем одно и то же в условиях детского сада. Примерное оборудование: - Наборы музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные – интеграция в область ««Коммуникативно - личностное развитие» (игра в оркестре); - Дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты» - интеграция в область «Познавательное развитие»; - Мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области «Коммуникативно - личностное развитие» Детское творчество происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нем необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности. Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить. Педагогическое мастерство музыкального руководителя как раз и проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребенка не на копирование (что для него естественно в этом возрасте, а на выражение его (ребенка) индивидуальности). Отдельно хочется сказать о важности такого объекта развивающей предметно-пространственной среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.
Примерные центры для детей в групповой комнате по художественно-эстетическому развитию («музыка»)
3.3. Режим дня
Объём образовательной нагрузки на воспитанников, в том числе НОД. Образовательная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОО. Правила организации и проведения НОД ограничены требованиями действующими СанПин. В соответствии с конструктором и требованиями действующихСанПин максимальная нагрузка на воспитанников распределяется следующим образом:
Объём образовательной нагрузки на воспитанников в соответствии с СанПин
Организация НОД (1 академический час)
Циклограмма рабочего времени музыкального руководителя
3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный перечень событий (праздников), который обеспечивает: - «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; - социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников; - поддержание эмоционально - положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы; - технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.); - многообразие форм подготовки и проведения праздников; - выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников); - основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменен, уточнен и (или) дополнен содержанием, отражающим: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2)специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Календарь событий, праздников, мероприятий представлен учебно-методическим пособием «Вариативные формы и методы поддержки разнообразия дошкольного детства» под редакцией М.П. Самойловой, И.А. Логиновой, С.П. Суховой, Новокузнецк, 2015
3.6 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для образовательной деятельности по музыкально-художественному воспитанию, приобщению к музыкальному искусству и развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. При проектировании учитывалась целостность образовательного процесса, в заданных ФГОС образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической. В музыкальном зале, групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (спортивном зале, ), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей. Размещение оборудования находится на уровне глаз детей.
Модель предметно развивающей среды образовательной области Художественно-эстетическое развитие (Музыка).
Приложение 1
Комплексно-тематический план работы музыкального руководителя
Приложение 2 Календарно-тематический план работы музыкального руководителя
Приложение 3 Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами и родителями воспитанников
Приложение 4
Индивидуальный образовательный маршрут Образовательная область «Музыка» Фамилия, имя ребенка _____________________________________________ Группа__________________подготовительная_________________________ Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка Периодичность занятий: __________________________________________ Длительность: ___________________________________________________
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей Образовательная область «Музыка» Фамилия, имя ребенка _____________________________________________ Группа__________________________________________________________ Цель маршрута: Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанника, удовлетворение потребности самовыражения Задача: Амплификация развития (максимально обогатить личностное развитие воспитанника на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности) Периодичность занятий: ___________________________________________ Длительность: ____________________________________________________
Индивидуальный образовательный маршрут Образовательная область «Музыка» Фамилия, имя ребенка ____________________________________________ Группа_______________подготовительная____________________________ Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка Периодичность занятий: __________________________________________ Длительность: ___________________________________________________
|