События 27 Сентября 2023 14 Августа 2023 Уважаемые родители!
Для быстрого и удобного способа получения услуг используйте QR- коды!
... 10 Августа 2023 8, 9, 10 сентября в регионе состоятся выборы Губернатора КуZбасса и выборы депутатов Законадательного... | Рабочая программа учителей-логопедов Стебеняевой С.С, Шелковниковой С.С. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 149» 654015, г. Новокузнецк, ул. Шункова, 6-А, телефон 37-57-92
Рабочая программа учителя-логопеда
Составители: С. С. Шелковникова учитель-логопед первой квалификационной категории С. С. Стебеняева учитель-логопед высшей квалификационной категории
Новокузнецкий муниципальный район, 2017г.
Содержание
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы учителя-логопеда 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы учителя-логопеда 3 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 4 1.2. Планируемые результаты освоения Программы 8
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 10 2.1.Организация и содержание коррекционной работы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей 10 программы учителя-логопеда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 15 2.3. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей 17 2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 23 2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы 20 2.6. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников 21 2.7. Иные характеристики содержания рабочей программы учителя-логопеда 28
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 25 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 30 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 25 3.3. Режим дня 28 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 29 3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1. Перспективный план образовательной деятельности по профилактике, коррекции нарушений развития детей 6-го года с ОНР 34 Приложение 2. Перспективный план образовательной деятельности по профилактике, коррекции нарушений развития детей 7-го года с ОНР 51 Приложение 3. Карта обследования ребенка с ОНР 57 Приложение 4.Циклограмма деятельности учителя-логопеда 64 Приложение 5. График работы учителя-логопеда 65
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы учителя-логопеда Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников
Задачи: - своевременное выявление детей с речевыми нарушениями и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии; - создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР Программы и их интеграции в ДОО; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми логопатами, организация индивидуальной и (или) групповой организованной образовательной деятельности; - реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с речевыми нарушениями и формированию здорового образа жизни; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевыми нарушениями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы учителя-логопеда Программа имеет в своей основе следующие принципы:
Подходы к формированию программы: - Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с ОНР. - Индивидуальный подход при выполнении коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. - Дифференцированный подход к детям в зависимости от их психического состояния и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-7 лет
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону». Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. Нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.
Характеристика речевого развития детей ОНР
ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы. Общее недоразвитие речи I уровня Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех-пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи все же ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью. Общее недоразвитие речи II уровня У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок. Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. Не все формы дифференцируются правильно. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. У детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно. Общее недоразвитие речи III уровня Обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Неточность употребления многих слов, вербальные парафазии. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Моторная алалия В большинстве случаев у не говорящих детей звонкий и даже выразительный голос. Слова появляющиеся у детей с моторной алалией очень долго сохраняют лепетный характер, слова не полностью оформлены, часто в них не хватает конца или середины слова, ребенок пропускает слоги, иногда сохраняется только ритмический рисунок слова, а иногда только ударный слог. Когда ребенок с моторной алалией начинает говорить фразами, то первые фразы - это «фразы» только по своему ритмическому рисунку, а именно, на месте стоит только смысловое ударение, подчеркнуто действие или состояние, но структура слова не заполнена или заполнена не полностью. Причем эти дефекты произношения не могут быть объяснены дефектом произношения отдельных звуков, так как в одних словах не хватает одних звуков, в других - других звуков, т.е. нарушение произношения звуков нестабильно. Произношение звуков зависит от того, в каком контексте они произносятся. Искажение структуры слова у детей с моторной алалией сохраняется очень долго, причем, чем длиннее предложение, которое он произносит, чем менее знакомы ему слова, тем резче выступает эта особенность. Долго сохраняется недоговаривание слов, иногда произноситься только ударный слог (здоровые дети тоже проходят этот этап развития речи, но в более ранние сроки). Во фразовой речи дети с алалией не используют законов построения речи, т.е. не изменяют слов согласно грамматическим правилам, не используют предлоги, союз. Особенностью речи детей с моторной алалией является неумение вовремя ее использовать. Дети, знающие слова, далеко не всегда могут их сказать тогда, когда это нужно, т.е. когда он знает слова «Есть» и «тарелка», но когда хочет есть он ведет взрослого на кухню, показывает на еду и ничего не говорит. Такие дети не привыкли к пользованию речью и поэтому им трудное произвольно сказать те слова, которые ему нужны. Особенно трудно для них называние предметов, а еще труднее произношение слов в ответ на вопросы, когда предмета, обозначаемого этим словом, у них перед глазами нет. Задержка психического развития Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. Познавательная деятельность дошкольников с ЗПР характеризуется рядом особенностей. Внимание этих детей отличается неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Установлено, что многие из детей испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития. Отмечаются недостатки тактильно-двигательного восприятия. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо -зрительно-моторной координации. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок. Память детей с ЗПР также отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Значительным своеобразием характеризуется их мыслительная деятельность. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают и трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с ЗПР, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. Нарушения речи при ЗПР преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Среди наших воспитанников много дошкольников с таким речевым нарушением, как дизартрия (80-90%): у них невнятная речь, слабо развита речевая моторика, бедная мимика, неправильное дыхание (учащенное, поверхностное), ускоренный или замедленный темп речи, слюнотечение, усиливающееся во время речи, скованные движения. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций. Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи. Незрелость внутриречевых механизмов приводит к проблемам формирования связной речи. Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с ЗПР. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выносливость, сила, гибкость, ловкость, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков. Формирование познавательной, речевой, двигательной, эмоциональной сфер детей с ЗПР идет параллельно с формированием чувства ритма. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека и высшей психической деятельностью и поведением. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха, движения. Значит, для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический. Возникает необходимость в комплексном развитии мышления, речи, моторики ребенка. Педагогический опыт показывает, что этому в значительной мере способствует коррекционная ритмика.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры на этапе завершения образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития речи детей Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире. Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности. Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности. Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
ΙΙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Организация и содержание коррекционной работы Таблица №1
Содержание коррекционной работы Таблица № 2
Взаимосвязь в работе педагоговНеобходимость взаимосвязи специалистов во многом определяется спецификой коррекции. Логопед ведёт работу в условиях: - ограниченного числа занятий с одним и тем же ребёнком; - ограниченного времени, отводимого на занятия по коррекции звукопроизношения; - отсутствия достаточного времени для постепенного включения ребёнка в совместную с логопедом работу; - зависимость успеха формирования правильной речи от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Всё это обуславливает необходимость совместной работы всех специалистов, работающих в логопедической группе. Только комплексный подход к организации всего образовательно-воспитательного процесса может обеспечить максимальное устранение нарушений речи у дошкольников.
Основные области деятельности специалистов по сопровождению детей с нарушениями речи Таблица № 3
От тесного союза педагогов, предполагающего взаимное понимание и уважение, ведущего к взаимообогащению, выигрывают все. И в первую очередь дети! Но этот союз предусматривает чёткое деление функций между воспитателем и логопедом. Таблица № 4
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы учителя-логопеда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Использование специальных образовательных программ и методов в группах комбинированной направленности Для реализации Программы используется весь комплекс методов и методических приемов: наглядные, практические, словесные методы и их комбинации. На первых этапах с детьми с нарушениями речи целесообразно опираться на все виды наглядных методов. Возможности словесных методов (беседы, рассказа, разъяснения и т.д.) на начальных этапах имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, бедности социального опыта большинства детей. Наиболее эффективным при реализации Программы является сочетание наглядных и практических методов. С учетом особенностей детей с ОНР необходимо применять методы контроля и самоконтроля. Учитель-логопед в коррекционной работе использует специализированные методы: двигательно-кинестетический, верботональный, методы арттерапии, сказкотерапии, психогимнастика.
2.3. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей с нарушениями речи в детском саду ведется в соответствии с направлениями коррекционной работы. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ДОО. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений речевого развития детей опирается на результаты мониторинга. Ежегодно в начале учебного года проводится обследование состояния речи каждого ребенка по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Диагностическая работа включает: - своевременное выявление детей с ОВЗ; - раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; - комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; - обследование уровня актуального развития, определение зоны ближайшего развития воспитанника, выявление его резервных возможностей; - выявление трудностей, возникающих у ребенка по мере освоения основной общеобразовательной программы, - изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ; - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; - анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. Данные комплексного обследования детей используются при планировании всего коррекционного обучения. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения (создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого, социального и личностного развития детей; проведение индивидуально направленной коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ); способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий воспитанников с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); позволяет подготовить детей с ОВЗ к обучению в школе. Коррекционно-развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; - системное воздействие на образовательно-познавательную деятельность воспитанника в динамике образовательного процесса, направленное на формирование предпосылок универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; - коррекцию и развитие высших психических функций; - развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; - социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах; - снятие симптомов тревожности, снятие психофизического напряжения с помощью элементов игровой терапии. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников. Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с конкретным ребенком; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа предусматривает: - различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ; - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей). Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для детей с ОВЗ При составлении коррекционно-образовательной программы ориентировались: - на формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания; - на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов, учителей-логопедов; - на личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов. Обучение в логопедической группе принято разделить на 3 периода: I период – сентябрь, октябрь, ноябрь; II период – декабрь, январь, февраль; III период – март, прель, май. Количество занятий распределено по периодам и в соответствии с годовым планом учреждения, методическими рекомендациями по развитию и обучению воспитанников с ОНР. Для реализации программы предполагаются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы, которые направлены на: - совершенствование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи; - совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. В соответствии СанПиН продолжительность фронтальных занятий с детьми 6-го года жизни - 25 минут, с детьми 7-го года жизни не более - 30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий и занятий в мини-группах – 10-15минут. Названия занятий, указанные в учебном плане, носят условный характер и могут быть изменены. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учётом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Содержание коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении реализуется в непосредственно образовательной деятельности и имеет сюжетно-тематический, проблемно-поисковый, интегрированный принцип построения учебной деятельности. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя - логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребёнка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. Фронтальная и подгрупповая работа планируется с учётом тематического плана. В соответствии с тематическим планом разрабатывается содержание коррекционно-образовательного курса.
2.4 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности учителя-логопеда и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия учителя-логопеда и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Учитель-логопед создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные учителем-логопедом образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению. Учитель-логопед широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности. Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое. Организованная образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В сетке организованной образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием организованной образовательной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности учитель-логопед создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает: -наблюдения; -индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей; -создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества; - беседы и разговоры с детьми по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; - индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами учителя-логопеда; - двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня; - работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы В образовательном процессе ребёнок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае - помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой - педагог может решить собственно педагогические задачи. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Все виды деятельности, предусмотренные программой ДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. учителю-логопеду важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии. 5 - 6 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: - создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; - уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; - поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); - создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; - при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры; - привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу; обсуждать совместные проекты; - создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам. 6 - 7 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: - вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; - спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; - создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; - обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников; - поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; - создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время; - при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; - проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения; - презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.).
2.6. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи. Работа с родителями детей, посещающих логопедическую группу, проводится в разных формах. Формы индивидуальной работы с родителями: Индивидуальное консультирование родителей. Учитель-логопед: - в начале учебного года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны; - обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; - показывает приемы работы с ребенком, учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки; - подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома. Индивидуальной формой работы с родителями являются домашние задания логопеда. В соответствии с требованиями СанПин(а) 2.4.1. 1249-03, пункт 2.12.11. домашние задания носят не обязательный, а рекомендательный характер. Задания для работы дома подбираются в соответствии с изучаемыми в логопедической группе детского сада лексическими темами, требованиями Программы и возрастными особенностями детей 5 – 7 лет. Групповые формы работы с родителями включают: - дни открытых дверей; - анкетирование; - тематические консультации; - родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми; - оформление информационно-методических выставок для родителей. - конкурсы среди родителей и детей группы. Работу с родителями детей, поступивших в специальные группы, целесообразно выстраивать поэтапно и начинать не с традиционного родительского собрания, а со дня открытых дверей. Ведь родители могут знать о том, что в саду есть логопед, но не вполне понимать, чем занимаются эти специалисты. Родители смогут пройти не только по группам, но и посетить, например медицинский кабинет, где их познакомят с программой оздоровления детей, спортивный зал, кабинеты логопеда и других специалистов. Анкетирование позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь. Разработаны анкеты для родителей детей, посещающих логопедические группы. Ежемесячно в родительском уголке обновляется подборка тематических материалов: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Тренируем язычок», «Тренируем пальчики - развиваем речь, «Как учить стихи, играючи», «20 простых советов логопеда», «Я учусь рассказывать, пересказывать» и т.д. В начале года на открытых занятиях для родителей показываются приемы работы по коррекции речевых недостатков, а в конце родители видят, чему научились дети в коррекционной группе. Кроме того, родителям предлагаются тематические консультации: «Коррекция речевых нарушений», «Речевые игры дома», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях» и др.
2.7. Иные характеристики содержания рабочей программы учителя-логопеда
Мониторинг динамики речевого развития детей 5-7 лет с ОНР
Мониторинг в логопедической группе проводится 3 раза в год (сентябрь, декабрь, май) в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге ДОУ. В декабре мониторинг проводится с детьми с низким уровнем развития. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Мониторинговая деятельность предполагает: 1. Отслеживание динамики развития детей с ОНР и эффективности плана индивидуальной логопедической коррекционной работы; 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы. Учитель-логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и со всем педагогическим составом. Анализ полученных данных позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию коррекционно- образовательного процесса в группе детского сада.
Индивидуальный маршрут коррекционной работы ФИ ребенка_________________________ Заключение ПМПК ____________________________
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Материально-техническое обеспечение Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают: 1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; 5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Перечень средств обучения и воспитания
Перечень средств обучения и воспитания для групп комбинированной направленности
Программы и методические пособия
3.3. Режим дня для старшего дошкольного возраста
Дошкольное учреждение работает по пятидневной рабочей неделе круглый год, с 12 часовым пребыванием воспитанников, кроме выходных и праздничных дней. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность каникул устанавливается в течение года: - зимние – с 01 января по 10 января, - летние – с 01 июня по 31 августа. Режим дня в МБДОУ соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту и состоянию здоровья. При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, а также региональные климатические условия.
Режим дня для разных возрастных групп МБДОУ « Детский сад» с 12 часовым пребыванием детей (Режим выстроен в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13)
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к: • явлениям нравственной жизни ребенка • окружающей природе • миру искусства и литературы • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.) • сезонным явлениям • народной культуре и традициям. Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения. Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Каждой неделе соответствует определенная лексическая тема, которая отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития. Завершение тематической недели демонстрируется в итоговом мероприятии (выставка продуктивной деятельности, фото отчет, стенгазета, представление и др.). Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями. Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей. Формы проведения досуговой деятельности
Основные традиционные праздники и развлечения
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Технические данные логопедического кабинета № 1
Оснащение:
Центр индивидуальной коррекции речи:
Центр освоения учебных навыков:
Центр по преодолению ОНР и обучения грамоте :
Центр нормативно-правового и методического обеспечения:
Информационный центр для педагогов и родителей:
Технические данные логопедического кабинета № 2
Центр индивидуальной коррекции речи:
Центр освоения учебных навыков:
Центр по преодолению ОНР и обучения грамоте.
Центр нормативно-правового и методического обеспечения:
Информационный центр для педагогов и родителей:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА С ОНР
Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ». Коррекционную работу, рассчитанную на 33 недели, условно можно разделить на 3 периода: Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь. Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 1 раз в неделю, по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю, по развитию связной речи – 1 раз в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя: * развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов; * подготовку к овладению диалогической формой общения; * практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-); * усвоение притяжательных местоимений «мой - моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах; * овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке * усвоение навыка составления короткого рассказа. На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются: * закрепление правильного произношения звуков; * постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков; * дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава; * формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость - звонкость; твердость - мягкость; * восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком. Второй период обучения - декабрь, январь, февраль. Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю: по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю, по развитию связной речи – 1 раз в неделю. Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя: * уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; * практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.); * различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе; * упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» - «лежит» - «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» - «иду» - «идешь» - «идем»; * употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации); * закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; * составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов. На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются: * закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода; * постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков; * дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава; * формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость - звонкость; твердость - мягкость; * восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. Третий период - март, апрель, май. Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю: по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю, по развитию связной речи – 1 раз в неделю. Содержание данных занятий включает в себя: * закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» - «подъехал» - «въехал» - «съехал» и т.п.); * закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян); * образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»); * образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк; * усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами («добрый» - «злой» и т.п.); * уточнение значений обобщающих слов; * формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: * расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» - с родительным падежом, «с - со» - с винительным и творительным падежом; * отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах; * составление разных типов предложений: а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»; в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..); * преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»); * умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» - «три» - «четыре»).
Перспективный план логопедической работы по преодолению ОНР у детей подготовительной группы
Утверждаю: Заведующиий МБ ДОУ «Детский сад № 149» М.А.Скоробогатова_________________________ Годовое тематическое планирование 2017-2018 учебный год (старшая, подготовительная группа)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (от 4 до 7 лет) АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Дата рождения________________________________________________________________________________ Национальность (наличие двуязычия)_____________________________________________________________ Домашний адрес_______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Откуда поступил ______________________________________________________________________________ Дата поступления в речевую группу______________________________________________________________ ФИО родителей, место работы, должность, рабочий телефон Мать_________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Отец_________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Решение медико-педагогической комиссии от _____________________________________________________ Протокол №_______ принят на срок _____________________________________________________________ Диагноз медико-педагогической комиссии_________________________________________________________ Дата заполнения речевой карты___________________Логопед________________________________________ Решением МПК от ___________________________________________________________________________ Выпущен с речевым диагнозом _________________________________________________________________ в____________________________________________________________________________(тип школы, ДОУ) АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Мать (возраст при рождении ребенка)____________ Отец (возраст при рождении ребенка) _______________ Заболевания в семье ___________________________________________________________________________ От какой беременности по счёту ребенок__________________________________________________________ Протекание беременности ______________________________________________________________________ Роды ________________________________________________________________________________________ Стимуляция __________________________________________________________________________________ Когда закричал ребенок ________________________________________________________________________ Особенности при рождении _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Вес и рост при рождении_______________________________________________________________________ Вскармливание (на какой день принесли кормить) _________________________________________________ Нарушены ли сосательные, глотательные, хватательные рефлексы ____________________________________ _____________________________________________________________________________________________ РАННЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Когда стал держать головку _________________ Когда стал сидеть ________________________________ Когда стал ходить __________________________ Когда появились зубы ____________________________ Количество зубов к году_______________________________ РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Гуление _________________________________ Лепет _____________________________________________ Первые слова ______________________________ Первые фразы_____________________________________ Темп речевого развития _______________________________________________________________________ Была ли перегрузка речи, много ли разучивалось с ним стихотворений, сказок _________________________ _____________________________________________________________________________________________ Не прерывалось ли речевое развитие _____________________________________________________________ Отмечались ли после 3х лет: грубые искажения звуко-слоговой структуры слова _______________________ грубые аграмматизмы _________________ Какие звуки долго произносились неправильно ____________________________________________________ Использование жестов _________________________________________________________________________ Занимались ли ранее с логопедом ________________________________________________________________ Результаты логопедической работы_______________________________________________________________ Какой речевой дефект наблюдается у ребёнка в настоящее время _____________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Как ребёнок относится к речевому дефекту _______________________________________________________ Отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка ______________________________________________ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ Особенности речевой среды ____________________________________________________________________ Социальная среда _____________________________________________________________________________ Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений ____________________________________ Отношение к ребёнку в семье ___________________________________________________________________ Перенесенные заболевания до года:______________________________________________________________ после года:___________________________________________________________________________________ ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Неврологический статус ________________________________________________________________________ Состояние интеллекта _________________________________________________________________________ Состояние слуха ______________________________________________________________________________ Состояние зрения_____________________________________________________________________________ ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Контакт _____________________________________________________________________________________ Отзывается на имя_____________________________________________________________________________ Называет свое имя и фамилию___________________________________________________________________ Понимание родственных связей _________________________________________________________________ Круг представлений об окружающем_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ МОТОРНАЯ СФЕРА Состояние общей моторики _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Состояние мелкой моторики ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ _____________________________________________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Настроение ребенка____________________________________________________________________________ Преобладание настроения_______________________________________________________________________ Волевые особенности __________________________________________________________________________ Работоспособность ____________________________________________________________________________ Характер деятельности _________________________________________________________________________ Реакция на замечания __________________________________________________________________________ Реакция на одобрение __________________________________________________________________________ Страхи_______________________________________________________________________________________ Ситуации, способствующие изменению эмоционального состояния:___________________________________
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЕ _____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ВОСПРИЯТИЕ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ПАМЯТЬ ____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ МЫШЛЕНИЕ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Интерес к игрушкам___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Характер действия с предметами и игрушками и способ выполнения задания___________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Обучаемость _________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА Губы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зубы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Прикус _____________________________________________________________________________________________ Челюсти _____________________________________________________________________________________________ Твёрдое нёбо__________________________________________________________________________________ Мягкое нёбо __________________________________________________________________________________ Язык ________________________________________________________________________________________ Подъязычная связка («уздечка») _________________________________________________________________ Саливация ___________________________________________________________________________________ Щёки _______________________________________________________________________________________ Дыхание _____________________________________________________________________________________ Голос _______________________________________________________________________________________ Речь _________________________________________________________________________________________
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ВВОДНАЯ БЕСЕДА _____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ (импрессивная речь) _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________АКТИВНОЕ УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (экспрессивная речь) Словарный запас ______________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________Состояние словоизменения и словообразования _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лексико – семантические особенности речи _____________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
Характер экспрессивной речи ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ЯЗЫКОВЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ _____________________________________________________________________________________________ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Пересказ _____________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Составление рассказа по сюжетной картине _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ по серии сюжетных картин _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Логопед:___________________________
Приложение 4
Циклограмма деятельности учителя-логопеда /подготовительная группа/
Приложение 5
График работы учителя-логопеда
График работы учителя – логопеда первой квалификационной категории Светланы Семеновны Шелковниковой 2017 – 2018 учебный год.
Понедельник: 8.00 – 12.00; Вторник: 14.00 - 18.00 Среда: 8.00 – 12.00; Четверг: 8.00- 12.00; Пятница: 8.00 – 12.00
График работы учителя – логопеда высшей квалификационной категории Светланы Сергеевны Стебеняевой 2016 – 2017 учебный год.
Понедельник: 9.00 -12.00 Вторник: 9.00- 12.00 Среда: 15.00- 18.00 Четверг: 9.00 – 12.00 Пятница: 9.00 – 12.00
|