События 27 Сентября 2023 14 Августа 2023 Уважаемые родители!
Для быстрого и удобного способа получения услуг используйте QR- коды!
... 10 Августа 2023 8, 9, 10 сентября в регионе состоятся выборы Губернатора КуZбасса и выборы депутатов Законадательного... | Рабочая программа педагогов средней группы Поляковой Л.П., Соловьевой Ю.Г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 149» 654015, Кемеровская область г. Новокузнецк, ул. Шункова, 6-А, тел. 37-57-92
Рабочая программа педагогов средней группы
Срок реализации – 1 год
Составители: Полякова Лариса Петровна воспитатель первой квалификационной категории Соловьёва Юлия Геннадьевна воспитатель первой квалификационной категории
Новокузнецкий городской округ 2017
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.1.1 Цели и задачи реализации рабочей Программы воспитателя второй младшей группы Цель: l создать условий для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; l создать развивающую образовательную среду, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи реализации Программы: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию; - поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей Программы Программа разработана на основе принципов: - полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития; - построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования); - содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничества с семьей; - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учета этнокультурной ситуации развития детей; - сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и прочими организациями, которые могут внести вклад в развитие образования детей, использование ресурсов местного профессионального сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития; - полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей; - единства диагностики, коррекции и развития; - общие дидактические принципы; - систематичности и взаимосвязи учебного материала; - постепенности подачи учебного материала; - концентрического наращивания информации во всех пяти образовательных областях.
Подходы, применяемые к формированию Программы: - Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и воспитанник, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов. - Личностно-ориентированный подход. Сущность: Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. - Деятельностный подход. Сущность: деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). - Индивидуальный подход. Сущность: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задачи воспитателя: индивидуальный подход необходим каждому ребенку, как «трудному», так и благополучному, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны. - Аксиологический (ценностный) подход предусматривает организацию воспитания на основе определенных ценностей, которые, с одной стороны, становятся целью и результатом воспитания, а с другой – его средством. - Компетентностный подход основным результатом образовательной деятельности становится формирование основ компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем, т.е. быть готовым: решать проблемы в сфере учебной деятельности; объяснять явления действительности, их сущность, причины, ориентироваться в проблемах современной жизни; решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей. - Культурологический подход – методологическое основание процесса воспитания, предусматривающее опору в обучении и воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национальные и этнические особенности.
1.1.3 Значимые характеристики детей 4-5 лет для разработки и реализации рабочей Программы воспитателя средней группы. Основные характеристики воспитанников: возрастные и индивидуальные. Характеристики особенностей развития детей представлены в программе «Радуга» (по возрастным группам). Характеристику особенностей развития детей 4-5 лет разработали через представление данного возрастного периода, социальной ситуации развития детей в этом возрастном периоде и их ведущей деятельности.
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей Программы детьми средней группы - ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; - ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; - ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; - творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; - ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка 4-5 (в пяти образовательных областях) СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В программе «Радуга» область «Социально-коммуникативное развитие» представлена следующими задачами: – развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям; – развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности; – развития игровой деятельности; В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям Взрослые создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности У детей с самого раннего возраста возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально-коммуникативное развитие детей. Взрослые создают в дошкольном образовательном учреждении различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно-развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развитию у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия. Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания. Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения. Взрослые предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития. Интерес и внимание взрослых к многообразным проявлениям ребенка, его интересам и склонностям повышает его доверие к себе, веру в свои силы. Возможность внести свой вклад в общее дело и повлиять на ход событий, например: при участии в планировании, возможность выбора содержания и способов своей деятельности помогает детям со временем приобрести способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни общества, что характеризует взрослого человека современного общества, осознающего ответственность за себя и сообщество. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Взрослые способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице. Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия и/или действия детей комментариями. В сфере развития игровой деятельности Взрослые создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов. К концу года дети 4-5 лет имеют представление: - об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациям. Замечают: -ярко выраженное настроение взрослых и детей; Знают: - свое имя и фамилию, домашний адрес; - имя родителей, воспитателя; - родственные связи и свою социальную роль; Знают и называют: - предметы, которые окружают ребенка, которыми он пользуется в быту, во время отдыха, игры, труда; назначение предметов; - части тела; органы чувств.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В программе «Радуга» выделено четыре направления в развитии познавательной активности детей: 1. Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей. 2. Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений. 3. Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей. 4. Формирование положительного отношения к окружающему миру. Задачи: - Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать детям информацию новым для них способом познания – через слово. - Накапливать и обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми. - Помогать детям упорядочивать получение и накопления сведений о мире через понятие последовательности и целевые связи. - Формировать у детей бережное отношение к миру. Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт. - Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов детей, появлению самостоятельной познавательной активности детей. Представленное планирование позволяет создать в группе предметно – развивающую среду, дети успешно усваивают определенные представления о предметах и явлениях окружающего мира на занятиях и вне занятий. Реализация основных задач осуществляется через организованную образовательную деятельность, через создание предметно-развивающей среды, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности, а также через увеличение «территории познания» ребенка. При планировании педагогической работы предусмотрены условия успешного развития познавательной активности за счет разнообразия деятельности и мероприятий, направленных на познание ребенком мира; - экскурсии (целевые, тематические); - беседы; - наблюдения с детьми; - рассказы воспитателя; - чтение художественной литературы; - настольно – печатные игры и упражнения; - чтение познавательных сказок – познавательная, а не развлекательная информация; - чтение авторских сказок; - отгадывание загадок, разбор путаниц; В течение года предусмотрены рассказы педагога о своих детях и семейных традициях и праздниках, о взаимоотношениях с близкими людьми, о городе, крае в котором мы живем. Традиционными стали беседы о людях разных профессий. Детей знакомят также со свойствами и качествами разных рукотворных материалов через коллекции «Бумага», «Ткань», «Стекло» и т.п. В повседневной жизни педагоги рассказывают о своих домашних питомцах, о любимых цветах, об интересных встречах, о природе и обитателях тех мест, где бывали. В ходе мероприятий по созданию целостных систем детских представлений о мире решаются различные задачи развития: - расширение кругозора детей; - упорядочивание накопленных сведений о мире; - утверждение ребенка в его позиции созидателя; - формирование у него осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы, к рукотворному миру. Содержание работы педагога по формированию элементарных математических представлений составлено на основе с методического пособия «Математика и логика», автор Е.В. Соловьева. В средней группе центральной задачей работы с детьми является формирование представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира. Формирование элементарных математических представлений осуществляется на материале с учетом регионального компонента, времени года и календарных праздников. Занятия проводятся по подгруппам.
Формы организации педагогической работы с детьми: - праздник – знакомство с новым числом; - рассказ о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире; - создание геометрического панно по соответствующему классу геометрических фигур; - в качестве итогового мероприятия проводится составление коллективного коллажа на тему изученного числа; - беседы; - настольно – печатные игры и упражнения; Приемы: Основной методический прием, который применяется в работе с детьми данного возраста – одушевление того, о чем мы сообщаем, создание дидактических коллажей. Используется также принцип интеграции образовательных областей. Вся запланированная работа поможет сформировать у ребенка на уровне образа представление о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира, а также представление об определенном классе фигур. К концу учебного года дети могут: - имеет представление о домашних (диких) животных, особенностях их поведения и питания; - умеет сравнивать и группировать предметы по цвету, форме; - знает 3-4 дерева, несколько комнатных растений; - имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, растений, животных; - называет овощи, фрукты, ягоды, имеет представление о грибах; - имеет элементарные представления о школе; - имеет представление о жизни и особенностях труда; - замечает сезонные изменения в природе. Имеет представление об изменениях, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности детей и взрослых; - считать в пределах 10 (количественный и порядковый счет), отвечать на вопросы «сколько всего?», «который по счету?»; - сравнивать две группы предметов, раскладывая их в возрастающем порядке: по длине и высоте; - различать и называть треугольник, круг, квадрат, шар, цилиндр. Знать их характерные отличия; - определять части суток; - определять направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз); - сравнивать 3-5 предметов разной величины, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, ширине, высоте; - различать левую и правую руки. В работе по познавательному развитию используем дополнительную общеразвивающую программу для детей младшего и среднего дошкольного возраста по ознакомлению детей с родным городом, краем «Дом, в котором я живу». Содержание Программы представлено в приложении 1.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи - процесс сложный, творческий. Дети пятого года жизни достаточно часто сопровождают речью собственные действия, они подражают взрослым. С возрастом желание оформлять свои действия речью усиливается. В программе «Радуга» для среднего возраста раздел «Развитие речи» представлен следующими задачами: 1. Продолжать работу по воспитанию звуковой культуры речи. Уточнять и закреплять произношение звуков русского языка. Определять на слух наличие того или иного звука в слове, различать близкие по звучанию слова. Использовать интонационные средства выразительности. 2.Обогащать речь детей во всех ситуациях речевого общения. Помогать детям усваивать лексику и грамматику языка, овладевать правильным произнесением слов. Комплексное - планирование позволит создать в группе развивающую дошкольника речевую среду, правильно и успешно осуществлять речевое общение со своими воспитанниками. Формы организации речевой деятельности детей представлены посредством диалогов, с учетом рекомендаций авторов программы «Радуга». 1. Образовательная деятельность идет с опорой на календарно-тематическое планирование. 2. Речевые игры. Сочинять с детьми небылицы и нелепицы, но вначале надо познакомить детей с лучшими литературными образцами этого жанра. Игры и упражнения со звуками и буквами: - многократное повторение звукосочетаний, часто встречающихся в малых формах фольклора, в авторских стихах и сказках; - подбор близких по звучанию слов (Любушка – голубушка и т. д.); - определение на слух наличия знакомого звука в слове. Образовательная деятельность составлена с учетом рекомендаций авторов программы «Радуга», а также времени года и календарных праздников. Совместная деятельность представлена разнообразными формами организации речи детей, направленными на закрепление пройденного материала (беседа, рассматривание альбома, книг, иллюстраций и т. д.) Пятый год жизни – особая пора в становлении человека. Ориентация ребенка на мир людей и человеческие отношения ставит перед взрослыми задачу обеспечить эталоны, которые послужат дошкольнику опорой в сложной и противоречивой жизни. При этом правило ежедневно читать остается обязательным. Ребенок должен знать несколько считалок, 2 – 3 загадки, 3 – 4 скороговорки. Главная ценность данного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности. Основные задачи работы с детьми в этой области: - формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений); - развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы); - приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе. Детям по-прежнему нравятся произведения малых (прикладных) фольклорных жанров, растет интерес к сказкам. Они с одинаковым удовольствием слушают стихи и прозу.
В сфере ознакомления детей с художественной литературой процесс строится следующим образом: - ежедневное неоднократное чтение воспитателем одного и того же произведения, рассказывание сказок; - совместное рассматривание уже прочитанных книг, беседы о прочитанном; - ежедневное неоднократное чтение воспитателем одного и того же произведения, рассказывания сказок; - предшествующее чтению рассматривание новой книги, прогнозирование содержания будущего чтения: «О ком эта сказка? Кто такой? Кто к кому в гости пришел?» и т.п.; - коллективное придумывание сказок; - сочинение и изготовление новой книги; - разыгрывание (инсценирования) прочитанного произведения (роли не распределяются, а выбираются детьми). К концу учебного года дети могут: - самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев; - инсценировать сказки, знакомые произведения; - домысливать текст; - воспроизводить сюжет, выделить и назвать главных героев; - «настраиваться» на чтение сказки, рассказа, стихотворения; - высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения (выбор жанра, текста, героев); - участвовать в совместном обсуждении; - рассказывать по иллюстрациям; - выражать восприятие текста во внешнем действии.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: – развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; – развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; – приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. В работе с детьми четырех – пяти лет особое внимание уделяется формированию интереса к цвету, привитию желания действовать со множеством цветов и оттенков. В комплексно – тематическом планировании в начале учебного года предусмотрено повторение материала, пройденного во второй младшей группе. Планирование образовательной деятельности разработано с учетом рекомендаций авторов программы «Радуга», особенностей национально - регионального компонента, а также времени года и календарных праздников. Формы организации детей фронтальные, подгруппами и индивидуально. Знакомство детей с красотой природы запланировано с учетом климатических условий нашего региона. Эта работа осуществляется во время ежедневных прогулок. В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности. Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора. Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла В работе с детьми четырех – пяти лет особое внимание уделяется формированию интереса к цвету, привитию желания действовать со множеством цветов и оттенков. В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей. К концу учебного года дети могут: в рисовании: - изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, мелков; - создавать несложные сюжетные композиции; - смешивать краски для получения оттенков; - передавать расположение частей; в лепке: - прищипывать мелкие детали, вытягивать части из целого куска, сглаживать детали, вдавливать; - создавать предметы, состоящие из 2-3 частей. - использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств; - преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя; - сгибать прямоугольный лист пополам; - правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы; - аккуратно наклеивать изображение предметов, состоящих из нескольких частей; - подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию; - составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В программе «Радуга» по средней группе область «Физическое развитие» представлена следующими задачами: - формировать предпосылки здорового образа жизни; - укреплять здоровье детей; - организовывать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психологический комфорт ребенка; - закреплять потребность в чистоте и аккуратности, совершенствовать культурно - гигиенические навыки, продолжать формировать навыки культурного поведения; - продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; - воспитывать привычку к здоровому образу жизни; - развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности; - учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры; - продолжать развивать психофизические качества, пространственную ориентировку; - учить самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках.
В общем объеме непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, организуются следующие закаливающие мероприятия: - утренняя гимнастика; - гимнастика после сна; - подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности, занятия физической культурой в помещении и на улице. Комплекс закаливающих процедур проводится с использованием природных факторов. Пребывание детей на воздухе осуществляется в соответствии с режимом дня. Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.
К концу года ребенок: 1. Выполняет основные гигиенические процедуры. 2. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
В работе по физическому развитию используем методическую разработку «Использование кинезиологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» . Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Кинезиология позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Цель образовательной кинезиологии: повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма. Задачи образовательной кинезиологии: - оптимизация деятельности мозга; - гармоничное развитие двухполушарного мышления; - развитие интеллектуальных и творческих способностей; - развитие способностей к обучению и усвоению информации; - восстановление работоспособности и продуктивности; - снятие стресса, нервного напряжения, усталости; - профилактика дислексии и дисграфии. Методическая разработка «Использование кинезиологических упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» представлена в приложении 2.
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей Программы воспитателя средней с учетом возрастных особенностей воспитанников
В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО Вариативность форм, методов и средств, используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками с дошкольниками зависит от: - возрастных особенностей воспитанников; - их индивидуальных и особых образовательных потребностей; - личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей; - степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей).
Образовательная область «Физическое развитие»
Перспективное планирование по физическому развитию представлено в Приложении 3. Здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников Медико-профилактические технологии: - организация мониторинга здоровья дошкольников; - организация и контроль питания детей; - контроль физического развития дошкольников; - закаливание; - организация профилактических мероприятий; - организация обеспечения требований СанПиНов; - организация здоровьесберегающей среды. Физкультурно-оздоровительные технологии: - развитие физических качеств, двигательной активности; - профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Темы бесед по формированию основ безопасного поведения в быту, природе, социуме представлены в приложении 4.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Темы по образовательной области «Познавательное развитие» представлены в приложении 5.
Образовательная область «Речевое развитие»
Примерный перечень упражнений и игр по развитию звуковой и интонационной культуры речи представлен в приложении 6.
Примерный перечень книжной графики по знакомству с книжной культурой, детской литературой см. в приложении 7.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Примерное планирование по художественно-эстетическому развитию см. в приложении 8.
В приложении 9 представлен примерный список литературы для чтения детям.
Примерный музыкальный репертуар см. в приложении 10.
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
Календарь тематических недель по младшей группе
Оформление модели образовательного процесса с учётом темы месяца: Тема проекта: Цель проекта: Взаимодействие с родителями:
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является: - формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений; - обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей, в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению. Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального) ситуации. Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности. Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое. Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В плане непосредственно образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи. Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно- творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает: - наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку); - индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.); - создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам; - трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.); - беседы и разговоры с детьми по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; - индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; - двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня; - работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья. Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает: - подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; - наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; - экспериментирование с объектами неживой природы; - сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); - элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; - свободное общение воспитателя с детьми.
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы В образовательном процессе ребёнок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае - помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Все виды деятельности, предусмотренные Программой, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
4—5 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы необходимо: - способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; - обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку; - создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр; - при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой; - не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры; - обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры; - привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения; - побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых; - привлекать детей к планированию жизни группы на день; - читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. Партнерство с семьей строится на основе взаимного уважения и добровольности. Основные задачи взаимодействия с родителями: 1. Постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей, находящихся в сфере деятельности дошкольной образовательной организации; 2. Повышать психологическую компетентность родителей; 3. Убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня ребенка дошкольного возраста; 4. Учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье; 5. Постоянно вести работу по профилактике нарушений по защите прав и достоинства ребенка в дошкольной организации и в семье. 6. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, объедение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. 7.Активизация обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. 8.Вовлечение родителей в образовательную деятельность через организацию совместной работы.
Основные формы взаимодействия с родителями (законными представителями): 1. Информация об особенностях ребенка соответствующего возраста с общими рекомендациями по созданию дома развивающей среды; 2. Подбор и размещение необходимого справочного материала на стенде для родителей; 3. Индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка (подвижность, темперамент, интересы и т. п.); 4. Анализ конкретных ситуаций; рефлексия собственного стиля поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение; 5. День открытых дверей для родителей; 6. Семейные клубы по интересам; 7. Совместные проекты. Планирование по взаимодействию с родителями представлен в приложении 13.
2.6 . Иные характеристики содержания рабочей программы С целью индивидуализации дошкольного образования в группе разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) для детей, направленные на устранение затруднений в развитии, воспитании, обучении. Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в системе образования (интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно духовного), и структурированные действия по реализации программы индивидуального развития с учетом конкретных условий образовательного процесса. ИОМ варьирует в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Предлагаем цветовое обозначение обложки ИОМ для воспитанников с разными уровнями развития: Красный - не справляется с освоением Программы. Желтый – справляется с поставленной задачей с помощью взрослого. Зеленыйй – справляется с поставленной задачей самостоятельно. Индивидуальный образовательный маршрут представлен в приложении 13.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Материально-техническое обеспечение рабочей программы Группа включает в себя игровую комнату площадью 50.6м2, спальню - 55.6м2, приемную – 21м2, комната для умывания - 5.4м2, туалет - 9.5м2, моечная для посуды - 2.8 м2.
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания В п. 2.4. ФГОС ДО Раздела II требования к структуре ООП ДО отмечено, что программа направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Центр речевого развития
Центр по художественно-эстетическому развитию
Центр познавательного развития
Центр физического развития
3.3. Режим дня Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 4 – 5 лет составляет 5,5 – 6 часов. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2,0 – 2,5 отводится дневному сну. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна. Самостоятельная деятельность детей 4 – 5 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 – 4 часов.
Режим дня в детском саду для средних групп(4 – 5 лет) программа «Радуга» (холодное время года)
Режим дня в детском саду для средних групп (4 – 5 лет) программа «Радуга» (теплое время года)
3.3.1. Режим работы ДОУ Дошкольное учреждение работает по пятидневной рабочей неделе круглый год, с 12 часовым пребыванием воспитанников, кроме выходных и праздничных дней. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность каникул устанавливается в течение года:
3.3.2 Объём образовательной нагрузки на воспитанников, в том числе ОД Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей. Образовательная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОО. Правила организации и проведения НОД ограничены требованиями действующими СанПин. Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей. Образовательная деятельность педагогом планируется, но не регламентируется во времени и в режиме дня и обеспечивает максимальный учет особенностей и Циклограмма планирования образовательной деятельности в средней группе представлена в приложении 12.
Циклограмма планирования образовательной деятельности в средней группе представлена в приложении № 12.
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный перечень событий (праздников), который обеспечивает: - «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; - социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников; - поддержание эмоционально - положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы; - технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.); - многообразие форм подготовки и проведения праздников; - выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (активное участие родителей в подготовке и проведении праздников и различных мероприятий). Перечень событий (праздников) для детей с 4 до 5 лет Праздники: «Осенины» (октябрь –ноябрь), «Новый год», (декабрь) «Мамин день» (март) «Встреча весны» (апрель) Традиции группы - Утро радостных встреч - Театральная постановка силами воспитателей ко Дню знаний (1 сентября) - Месячник ПДД (сентябрь – октябрь) - Конкурс поделок из природного материала (октябрь) - Акция: «Птичья столовая» (ноябрь – декабрь) - Конкурс новогодней игрушки (для украшения елки у входа в детский сад) - Прощание с елкой (14 января) - Участие в шествии бессмертного полка (на территории детского сада) ко Дню Победы. - Дни рождения детей в группе. - Спортивные развлечения. - Итоговые мероприятия по объединенным темам.
3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Модель предметно - развивающей среды дошкольного учреждения c учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Содержание программы по ознакомлению детей с родным городом, краем, Россией См. Программу
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Содержание методической разработки См. методическую разработку
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Перспективное планирование образовательной области «Физическое развитие»
Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Воробышки и автомобиль», «Ловишки», «Самолеты», «Пастух и стадо», «Птички и кошка», «Трамвай». Игры упражнения: «Найди себе пару», «Кто скорее добежит», «Догони мяч», «Мой веселый звонкий мяч», «Лошадки», «Скок-поскок», «Лягушки», «По узенькой дорожке», «Допрыгни до…», «Мяч в кругу», «Сбей кеглю», «Прыгни-повернись», «Подбрось повыше». Декабрь. Январь. Февраль. Подвижные игры: «Самолеты», «Бездомный заяц», «Заморожу», «Догони пару», «Лиса в курятнике», «Найди свой цвет», «Бегите ко мне», «Мыши в кладовой», «Мяч в кругу», «Зайцы и волк». Игры упражнения: «Пройди не упади», «Прокати мяч с горки», «С кочки на кочку», «Метание из-за головы», «Бросание мяча о стену и ловля его», «Доползи до погремушки», «Кто дальше прыгнет», «Передай мяч», «Сбей шляпу снеговику», «Проползи в тоннель», «Попади в цель», «Проползи по бревну», «Шагай через кочки», «Пингвины» (ходьба с мешочком между ног). Март. Апрель. Май. Подвижные игры: «Кот и мыши», «Поезд», «У медведя во бору», «День, ночь», «Воробышки и кот», «Перелет птиц», «Удочка», «Наседка с цыплятами», «Светофор», «Детки в домике сидят», «Кто скорее добежит», «Бездомный заяц», «Совушка». Игры упражнения: «Докати мяч до флажка», «Подбрось повыше», «Лови-бросай», «Брось - догони», «Соревнования кузнечиков», «Докати обруч до флажка», «По узенькой (широкой, извилистой, лабиринту) дорожке», «По дорожке на одной ножке», «Спрыгни в кружок», «Собери колечки», «Не замочи ног», «Брось и догони», «Кто дальше бросит мешочек».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Темы бесед по формированию основ безопасного поведения в быту, природе, социуме 1. Правила безопасности в доме. 2. Правила пожарной безопасности. 3. Чисто не там, где убирают, а где не сорят. 4. Безопасное общение с домашними животными. 5. Дорожные знаки. 6. Переходим проезжую часть. 7. Правила поведения в городском трансторте . 8. Место для игр во дворе. 9. Конфликты между детьми. 10. Осторожно – незнакомец! 11. Осторожно – ядовитые грибы, ягоды. 12. Правила пожарной безопасности. 13. Конфликты между детьми. 14. Личная гигиена. 15. Витамины и здоровый организм.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Темы по образовательной области «Познавательное развитие»
1. «Встречи с интересными людьми», «Наши славные дела». 2. Экскурсии (по детскому саду и за его пределы). З. Беседы (коллективные и индивидуальные). 4. Наблюдения. 5. Выставки, создание альбомов «Как я провёл лето», «Моя семья». 6. Экспериментирование. 7. Рассказы из личного опыта. 8. Детские коллекции. 9. Использование познавательных сказок.
ФЭМП 1. Знакомство с числами первого десятка. 2. Счет наизусть в пределах 10. 3. Узнавание цифр. 4. Знакомить с названиями частей суток. 5 Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра. 6 Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, пятиугольник, прямая, кривая линии). 7. Геометрические формы (шар, куб, цилиндр, пирамида, призма). 8. Город цветных человечков (цвет). 9. Классификация по одному признаку или свойству. 10. Сравнение двух групп предметов по одному признаку или свойству. 11. Ориентировка в пространстве. 12. Величины: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Примерный перечень упражнений и игр по развитию звуковой и интонационной культуры речи Работа над артикуляцией: Упражнения: «Улыбочка», «дудочка», «Хоботок», «Утиный клювик», «Дятел», «Качели», «Катание шарика», «Вкусное варенье», «Настроение» и т.п. Дыхательная гимнастика: поддувалочки «Листики (дуба, клена, березы, …)», «Перышки (красные, синие, зеленые, желтые, белые, черные)», «Снегопад», «Вертушки», «Самолетики», «Капельки», «Лодочки» и т.п.. Игры на звукоподражание. октябрь звуки [с] ноябрь звуки [з] декабрь звуки [ц] январь звук [ш], [ж] февраль звуки [ж] март звуки [ч] апрель звук [щ ], [л], [ль] май [р]
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Примерный перечень книжной графики по знакомству с книжной культурой, детской литературой
Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным потешкам «Мыши», «Кисонька», «Конь», «Котенька-коток» и др. Е.Чарешин. Иллюстрации к авторской сказке «Теремок». В. Конашевич. Иллюстрации к сказкам К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище» и др. Е. Рачев. Иллюстрации к русским народным сказкам «Волк и коза», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Примерное планирование деятельности по рисованию. 1. Огурец и помидор. 2. Яблоко и груша. 3. Ветка вишни. 4. Осенние листья. 5. Падают, падают листья. 6. Рельсы для лесной дороги. 7. Вещи для листовичков. 8. Моя зимняя шапка. 9. Дымковские птицы. 10. Зимний пейзаж. 11. Снежная Баба. 12. Филимоновская лошадь. 13. Одеяло для Ванюшки. 14. Котенок. 15. Ветка мимозы. 16. Звездное небо. 17. Дерево. 18. Клоун. 19. Мишутка. 20. Наступила весна, на деревьях распустились листочки. 21. Цыплята гуляют по зеленой травке. 22. Красивые цветы.
Примерное планирование деятельности по лепке. 1. Овощи. 2. Фрукты. 3. Вишенки. 4. Драгоценные камни для листовичков. 4. Крендели для кукол. 5. Колобок. 6. Цыпленок. 7. Снеговик. 8. Шарики на елку. 9. Сладости для игрушек. 10. Самолет. 11. Печенье для мамы. 12. На деревьях распустились листочки. 13. Птицы вернулись. 14. Разноцветная гусеница. 14. Большая змея. 15. Улитка на листочке. 16. Грибы. 17. Чайник 18. Рыбка. 19. Осьминог Примерное планирование деятельности в аппликации. 1. Овощи в тарелке. 2. Ваза с фруктами. 3. В лес за грибами. 4. Красивый коврик для игрушек. 5. Воздушные шары. 6. Декоративный поднос. 7. Снеговики. 8. Снегурочка. 9. Сказочная птица. 10. Красивые рукавички для кукол. 11. Пароход. 12. Открытка для мамы. 13. Нарядное платье. 14. Космическая ракета. 15. Веселый поезд. 16. Строим дом. 17. Автобус. 18. Во поле береза стояла. 19. Цыпленок. 20. Жучок. Примерное планирование деятельности по конструированию (деревянный конструктор, бумага). 1. Домик для листовичков. 2. Мебель для листовичков. 3. Железная дорога для листовичков. 4. Мосты. 5. Зоопарк. 6. Пригласительный билет. 7. Трамвай. 8. Будка для собаки. 9. Двухэтажный дом.
10. Записная книжка ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Художественная литература и фольклор Примерный список литературы для чтения детям Русский фольклор «Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...», «Ранним-рано поутру...», «Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», «Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...», «Ты, мороз, мороз, мороз...», «Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей». Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы. Фольклор народов мира Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина. Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака. Произведения поэтов и писателей России Поэзия.И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет...» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история». Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух». Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения». Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...». Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова. Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько. Примерный список для заучивания наизусть «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Примерный музыкальный репертуар
Музыкальные упражнения: «Марш» Т.Ломовой «Марш» Е.Тиличеевой «Веселые мячики» М. Сатулиной Барабанщики» Д.Кабалевский «Марш» Э. Парлов. «Колыбельная» С.Левидов. «Полянка» р.н.м. «Во поле береза стояла»(хороводный шаг). «Полька» М.И. Глинка (легкий бег) «Полька» М.И. Глинка «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковский (со снежинками) «Сапожки» А. Филиппенко (веселые поскоки) Марш Легкий бег «Марш» (перестроение в 2 круга, 2 звена) «Полька» (поскоки) «Колыбельная» Поскоки Хороводный шаг Дробный шаг Движение противоходом Вертушки (калачик). Выставление ноги на пятку и на носок. Прямой галоп.
Слушание: «Урожайная» А.Филиппенко «Ах ты, береза» Обр.М. Раухвергера «Колыбельная»Гречанинова «Осенняя песня» Д.Васильева-Буглая, сл. Плещеева. «Колыбельная»Гречанинова «Новая кукла», «Болезнь куклы»П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковский «Игра в лошадки». Детский альбом П.И. Чайковского «Петрушка» М. Брамс «Снегурочка»Н.А. Римский-Корсаков. «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский. Песня о маме (по выбору) или «Старинная французская песня» П.И. Чайковского «Солнышко» муз. Т. Кравченко (инструментальная пьеса) «Гроза» А.Жулинский, «Солнышко»Кравченко. «Ручеек» Григ, и другие инструментальные пьесы. «Кукушка», «Бабочка», «Пение птиц», «Мотылек» Майкопар Инструментальные пьесы (образного характера).
Музыкальное развитие слуха и голоса: Попевка «Дождик» Обр. Т.Попатенко «Вот иду я вверх» Е. Тиличеевой. Попевка «Баю, баю», «Тихо-громко», «Небо синее», «Сорока, сорока» ,«Петрушка» Фрид Спой «Колыбельную» для куколки. Игра «Куда скачет лошадка?» Дид. Игра «Нарисуй музыку» (музыка по выбору… «Зима» Вивальди. Фрагменты). «Колыбельная зайчонка» В.Карасева. «Капель» - распевка Игра на металлофоне Муз-дид. игра «Весело-грустно». Закличка (про дождик). Муз-дид. игра «Весело-грустно». «Веселые музыканты» (музыкальные обручи).
Пение: «Осень» И. Кишко «Осень в гости к нам идет» Е. Гомоновой «Дождик» Блошкиной «Урожайная»А.Филиппенко. «Паровоз»Львов-Компанеец Песни по желанию детей «Первый снег»Филиппенко «Зима» (любая песня о зиме «Санки»Красев. «Будем солдатами»Левкодимов. Песня о маме (любая). Песня о весне (новая) Хоровод с текстом (по выбору педагога)
Музыкально — ритмические движения (игры): «Пляска парами» Обр.Т. Попатенко Игра «Жмурки с колокольчиками» Ф. Флотова «Пляска парами» Обр.Т. Попатенко Игра «Узнай по голосу» Е. Тиличеевой («В лесу»). «Урожайная»А.Филиппенко. Игра «Угадай по голосу» Игра «Собери грибочки» (листочки). Муз. игра «Паровоз»Львов-Компанеец «Покажи ладошки»(танец с атрибутами, с ложками) или новый танец. Пляска с атрибутами, Хоровод (любой) «Покажи ладошки»(пляска со снежинками). Новогодний хоровод (со словами). Игра «Веселая карусель»р.н.м. в обр. Тиличеевой. (еле, еле… завертелись). Игра с лошадками. Танец-приглашение, Танец «Стирка» (или любой другой). Игра «Барабанщики» (Кабалевский – Левкодимов) Хоровод (весенний) Игра «Передача платочка»
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Индивидуальный образовательный маршрут ФИО ребенка ____________________________________________________ Дата рождения __________________________________________ Дата начала ИОМ________________________________________ Возраст на начало коррекционно-развивающей работы________________ Цель (ИОМ): Задачи: Количество занятий в неделю: Форма проведения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Циклограмма планирования образовательной деятельности в средней группе
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 Взаимодействие с родителями.
|