Версия для слабовидящих
События
27 Сентября 2023
 
14 Августа 2023
Уважаемые родители! Для быстрого и удобного способа получения услуг используйте QR- коды! ...
10 Августа 2023
8, 9, 10 сентября в регионе состоятся выборы Губернатора КуZбасса и выборы депутатов Законадательного...
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейно-педагогической деятельности в современных условиях

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающем поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период духовно-нравственной  нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родному краю, родной стране.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», в п.1.6 ФГОС ДО  одной из задач является объединения обучения  и воспитания  в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.   

По проблеме важности приобщения ребенка к культуре своего народа накоплен значительный теоретический материал и практический опыт, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция.

Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства  выступает музейно-педагогическая деятельность.

В педагогическом словаре музейная педагогика определяется как область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»

Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич уточняют: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передачи и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные  с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а так же с определением музея в системе учреждения образования».

Музейно - педагогическая деятельность  стала питательной средой, в которой успешно развивается межличностное взаимодействие в системах « ребенок- педагог», «педагог- родитель», «ребенок – родители».  Активно занимаясь поиском, дети и педагоги  вовлекают в работу по сбору экспонатов, формированию музейных коллекций родителей, дедушек и бабушек. Они расспрашивают своих близких о событиях прошлых лет, приглашают их на встречи воспоминаний, узнают о реликвиях, хранимых в семье.  В результате происходит солидаризация детей и взрослых, сближение  разных поколений, укрепление отношений между семьей и ДОУ. В детском саду сложились благоприятные условия для того, чтобы ребенок выступал не в роли потребителя музейной деятельности, а в качестве его активного создателя. Узнавая прошлое близких людей, отыскивая и изучая старинные предметы, дети перестают быть беспристрастными наблюдателями. Возникает особая психологическая  атмосфера ценностного переживания детьми процесса сбора и оформления исторического материала музея. А личностно - ценностное переживание истории родного края, своих предков приводит ребенка к осознанию себя участником исторического процесса, способным на преобразующую созидательную деятельность. Таким образом, музей является основой патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом доминирующих в настоящее время компьютерных технологий, аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом совершенствования культурно-образовательного процесса.

Кузнецкий район  - исторический центр Новокузнецка. Историческая зона «Кузнецк», лежащая в основании района, представляет собою памятник истории и культуры, со своей системой фоновой застройки. Здесь находятся участки древнего культурного слоя, хранящие элементы природного и историко-культурного ландшафта, послужившего толчком для возникновения русского города начала 17 века. «Кузнецк» – это памятные места, связанные с конкретными событиями в истории всей России.

С учетом вышесказанного, целью нашей деятельности в данном направлении считаю оптимизация педагогических условий патриотического воспитания дошкольников современными средствами музейно-педагогической деятельности.

Для успешной реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Вывить возможности музейно-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
  2. Определить современные педагогические условия патриотического воспитания дошкольников средствами музейной педагогической деятельности
  3. Совершенствовать методическое, дидактическое и диагностическое обеспечение патриотического воспитания дошкольников средствами музейно-педагогической деятельности.
  4. Разработать методические рекомендации по организации патриотического воспитания дошкольников  с использованием современных средств музейно-педагогической деятельности

Руководствуемся следующими принципами:

  1. принцип личностно-ориентированного общения, который предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека;
  2. принцип культуросообразности, предусматривающая. «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов;
  3. принцип свободы и самостоятельности помогает ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам;
  4. принцип гуманно-творческой направленности обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создает условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.).
  5. принцип интеграции различных видов детской деятельности определен федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.

Оценка результативности данной работы осуществляется посредством изучения динамики когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности дошкольников. О становлении патриотизма свидетельствует следующее:

  • формирование у детей устойчивого интереса к прошлому и настоящему своего района, города, объектам русской культуры, к различным объектам иных национальных культур, стремление к их познанию, к позитивному общению с представителями других национальностей, к соблюдению собственных прав и  прав других людей;
  • проявление положительных эмоций от участия в праздниках, стремление к справедливым взаимоотношениям в разных видах деятельности;
  • рост показателей поведенческой сферы, связанной с активным использованием имеющейся информации в разных видах продуктивной, коммуникативной и творческой деятельности;
  • личностные проявления детей: чувство собственного достоинства, позитивной национальной идентификации, гордости за достижение своей национальной культуры;

В качестве основных критериев оценки результатов деятельности  использованы:

  • осознанность, системность знаний; свободное владение материалом;
  • устойчивость интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений;
  • стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий.

Педагогическая диагностика проводится  2 раза в год. Результаты заносятся в диагностические карты в балльном виде (низкий уровень – 1 балл, средний уровень 2 балла, высокий уровень – 3 балла)

В аспекте формирования патриотических чувств у дошкольников музейно-педагогическая деятельность обладает большими возможностями.

Одним из эффективных средств является мини-музей. Под мини-музеем понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. В процессе проделанной работы удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини музея специалистов ДОУ и родительскую общественность.

Назначение мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу; знакомить детей с землей наших предков, с природой - помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. 

Основной формой работы с посетителями является проведение тематических и обзорных экскурсий для разных категорий посетителей.

Работа с детьми выражается в следующих направлениях:

  • приобщение детей к познанию своего района;
  • формирование чувства любви к Родине;
  • воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;
  • формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.

Разработан комплекс непосредственно образовательной деятельности, который позволяет детям окунуться в мир пошлого и настоящего посредством работы мини-музея и его экспонатов.

Данная воспитательная система предлагает цикл адаптационных экскурсий. Это НОД организуются в ДОУ и имеют следующую временную структуру, с октября по май месяц: старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет) 2 раза в месяц 1 и 3 недели, по 25 минут, для детей подготовительной группы (6-7лет) 2 раза в месяц: 2 и 3 недели по 30 мин.

Экскурсия состоит из лирического вступления или проблемы для обсуждения, рассматривания экспонатов, чтение интересного познавательного материала, легенд и сказок, затем проводится сама экскурсия – дети знакомятся  с экспонатами, а для закрепления полученных знаний они «попадают» в «Мастерскую прошлого» где, ребята самостоятельно  имеют возможность выразить свои впечатления об  увиденном и услышанном материале, воспроизвести своими руками следующий экспонат для музея. Как правило, посещение мини-музея, заканчиваются  практической работой – изготовление плаката - призыва беречь и сохранять природу, быть ей другом, преумножать  природные богатства нашего района. Каждая экскурсия заканчивается сюрпризным моментом.

Содержание работы в мини-музее  систематизировано по тематическим блокам.

  • Блок «Памятники Кузнецкого района».
  • Блок «Мой адрес – улица Герой».
  • Блок «Семь чудес».
  • Блок «Красная книга».

Содержание каждого блока представляется в различных формах, которые включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей.

В каждом блоке представлены материалы, посвященные нетрадиционным формам работы с детьми.  Разработки разнообразных видов деятельности. Данная система предполагает творческое использование материала. В обычном музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - соавтор, творец экспозиции.

Совместно с родителями к празднованию 65-летия Победы разработан проект «Мой адрес – улица Герой», в основу которого были положены исторические и архивные материалы по улицам Кузнецкого района, стихи педагогов, родителей, рисунки детей. В ходе реализации проекта был организован цикл занятий, экскурсий, встреч с ветеранами. На основе собранного материала издано методическое пособие  для детей дошкольного возраста «Мой адрес – улица Герой» Продолжая работать в данном направлении  результатом работы стало дидактическое пособие «Путешествие Радужки по Кузнецку», данное пособие  дидактически обеспечивает музейно-педагогическую деятельность педагогов ДОУ  и представлено в форме виртуальной экскурсии со стихотворным комментарием по историческому центру  города Новокузнецка – Кузнецкому району.  Данные пособия  демонстрируют опыт внедрения ФГТ  в практику дошкольного образования.  

Использование средств музейно-педагогической деятельности  позволяет воспитать дошкольника-патриота, способного:

  • чувствовать свое эмоциональное состояние и  эмоциональное состояние других людей;
  • проявлять интерес  к прошлому, настоящему и будущему своего района, города;
  • способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту;
  • проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному;
  • воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи;
  • проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности;
  • воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства, чувствовать прекрасное;
  • понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.