События 27 Сентября 2023 14 Августа 2023 Уважаемые родители!
Для быстрого и удобного способа получения услуг используйте QR- коды!
... 10 Августа 2023 8, 9, 10 сентября в регионе состоятся выборы Губернатора КуZбасса и выборы депутатов Законадательного... | Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейно-педагогической деятельности в современных условиях В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающем поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период духовно-нравственной нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родному краю, родной стране. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», в п.1.6 ФГОС ДО одной из задач является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. По проблеме важности приобщения ребенка к культуре своего народа накоплен значительный теоретический материал и практический опыт, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства выступает музейно-педагогическая деятельность. В педагогическом словаре музейная педагогика определяется как область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями» Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич уточняют: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передачи и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а так же с определением музея в системе учреждения образования». Музейно - педагогическая деятельность стала питательной средой, в которой успешно развивается межличностное взаимодействие в системах « ребенок- педагог», «педагог- родитель», «ребенок – родители». Активно занимаясь поиском, дети и педагоги вовлекают в работу по сбору экспонатов, формированию музейных коллекций родителей, дедушек и бабушек. Они расспрашивают своих близких о событиях прошлых лет, приглашают их на встречи воспоминаний, узнают о реликвиях, хранимых в семье. В результате происходит солидаризация детей и взрослых, сближение разных поколений, укрепление отношений между семьей и ДОУ. В детском саду сложились благоприятные условия для того, чтобы ребенок выступал не в роли потребителя музейной деятельности, а в качестве его активного создателя. Узнавая прошлое близких людей, отыскивая и изучая старинные предметы, дети перестают быть беспристрастными наблюдателями. Возникает особая психологическая атмосфера ценностного переживания детьми процесса сбора и оформления исторического материала музея. А личностно - ценностное переживание истории родного края, своих предков приводит ребенка к осознанию себя участником исторического процесса, способным на преобразующую созидательную деятельность. Таким образом, музей является основой патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом доминирующих в настоящее время компьютерных технологий, аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом совершенствования культурно-образовательного процесса. Кузнецкий район - исторический центр Новокузнецка. Историческая зона «Кузнецк», лежащая в основании района, представляет собою памятник истории и культуры, со своей системой фоновой застройки. Здесь находятся участки древнего культурного слоя, хранящие элементы природного и историко-культурного ландшафта, послужившего толчком для возникновения русского города начала 17 века. «Кузнецк» – это памятные места, связанные с конкретными событиями в истории всей России. С учетом вышесказанного, целью нашей деятельности в данном направлении считаю оптимизация педагогических условий патриотического воспитания дошкольников современными средствами музейно-педагогической деятельности. Для успешной реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
Руководствуемся следующими принципами:
Оценка результативности данной работы осуществляется посредством изучения динамики когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности дошкольников. О становлении патриотизма свидетельствует следующее:
В качестве основных критериев оценки результатов деятельности использованы:
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год. Результаты заносятся в диагностические карты в балльном виде (низкий уровень – 1 балл, средний уровень 2 балла, высокий уровень – 3 балла) В аспекте формирования патриотических чувств у дошкольников музейно-педагогическая деятельность обладает большими возможностями. Одним из эффективных средств является мини-музей. Под мини-музеем понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. В процессе проделанной работы удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини музея специалистов ДОУ и родительскую общественность. Назначение мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу; знакомить детей с землей наших предков, с природой - помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Основной формой работы с посетителями является проведение тематических и обзорных экскурсий для разных категорий посетителей. Работа с детьми выражается в следующих направлениях:
Разработан комплекс непосредственно образовательной деятельности, который позволяет детям окунуться в мир пошлого и настоящего посредством работы мини-музея и его экспонатов. Данная воспитательная система предлагает цикл адаптационных экскурсий. Это НОД организуются в ДОУ и имеют следующую временную структуру, с октября по май месяц: старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет) 2 раза в месяц 1 и 3 недели, по 25 минут, для детей подготовительной группы (6-7лет) 2 раза в месяц: 2 и 3 недели по 30 мин. Экскурсия состоит из лирического вступления или проблемы для обсуждения, рассматривания экспонатов, чтение интересного познавательного материала, легенд и сказок, затем проводится сама экскурсия – дети знакомятся с экспонатами, а для закрепления полученных знаний они «попадают» в «Мастерскую прошлого» где, ребята самостоятельно имеют возможность выразить свои впечатления об увиденном и услышанном материале, воспроизвести своими руками следующий экспонат для музея. Как правило, посещение мини-музея, заканчиваются практической работой – изготовление плаката - призыва беречь и сохранять природу, быть ей другом, преумножать природные богатства нашего района. Каждая экскурсия заканчивается сюрпризным моментом. Содержание работы в мини-музее систематизировано по тематическим блокам.
Содержание каждого блока представляется в различных формах, которые включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей. В каждом блоке представлены материалы, посвященные нетрадиционным формам работы с детьми. Разработки разнообразных видов деятельности. Данная система предполагает творческое использование материала. В обычном музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - соавтор, творец экспозиции. Совместно с родителями к празднованию 65-летия Победы разработан проект «Мой адрес – улица Герой», в основу которого были положены исторические и архивные материалы по улицам Кузнецкого района, стихи педагогов, родителей, рисунки детей. В ходе реализации проекта был организован цикл занятий, экскурсий, встреч с ветеранами. На основе собранного материала издано методическое пособие для детей дошкольного возраста «Мой адрес – улица Герой» Продолжая работать в данном направлении результатом работы стало дидактическое пособие «Путешествие Радужки по Кузнецку», данное пособие дидактически обеспечивает музейно-педагогическую деятельность педагогов ДОУ и представлено в форме виртуальной экскурсии со стихотворным комментарием по историческому центру города Новокузнецка – Кузнецкому району. Данные пособия демонстрируют опыт внедрения ФГТ в практику дошкольного образования. Использование средств музейно-педагогической деятельности позволяет воспитать дошкольника-патриота, способного:
|