События 24 Февраля 2025 Уважаемые родители!
Вы можете оставить мнение о нашей организации. Чтобы оценить... 18 Декабря 2024
НОВОГОДНЯЯ РОССИЯ
Национальный центр «Россия»,... 30 Октября 2024 Внимание, мошенники! Звонок из службы безопасности банка
Внимание, мошенники! Звонок из службы безопасности... | Главная/Для родителей/Советы специалистов/Учителя-логопеды/Челпанова Татьяна Борисовна/Картотека по формированию слоговой структуры слова Двухсложные слова из открытых слоговДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ ( 1-ый тип слоговой структуры.)
1. 1. Упражнение «УЗНАЙ, КТО ЭТО?»Цель:
Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним: Мама купает Вову. Папа играет с сыном. Дядя идет домой. Во дворе стоит баба из снега. Няня гуляет с детьми.
А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:
Логопед: Ребенок:
Кто купает Вову? Мама. Кто играет с сыном? Папа. Кто стоит во дворе? Баба. Кто гуляет с детьми? Няня. Кто идет домой? Дядя.
1.2. Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ».Цель:1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Но нота ба баня Ва вата ня няня Да дата ды дыня Ха ТА хата То НЯ Тоня Мя мята А Аня Би бита Ва Ваня Фа фата Та Таня
Ка Катя и иди Пе ТЯ Петя бу ДИ буди Ви Витя ве веди Ми Митя хо ходи
( Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).
1.3. Упражнение «НАЙДИ И НАЗОВИ».Цель:
Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько, и назовешь их».
а) с окончанием -И б) с окончанием -Ы
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
муха мухи дуб дубы нога ноги кот коты дыня дыни нота ноты конь кони кит киты мак маки ива ивы тень тени липа липы ель ели хата хаты дуга дуги
(Лексический материал упражнения можно разделить на 2 занятия).
1.4. Упражнение «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ».Цель:
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения. Вариант 1 Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять и говорить, что делаешь».
Логопед: Ребенок: Иди . Иду. Беги. Бегу. Дуй . Дую. Дай мяч. Даю. Мой руки. Мою. Веди Петю. Веду. Пили. Пилю.
Вариант 2 Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?»
Ребенок: Я иду. Я бегу. Я дую. Я мою. Я пою. Я пилю. Я веду (Петю). 1.5. Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?» Цель:
Оборудование: предметные картинки: бык, мак, дом, кот, кит.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребёнок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребёнку с вопросом: «Чего (кого) не стало?» Ребенок: кота кита мака дома быка
1.6. Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКИ». Цель:
Оборудование: предметные картинки: ива, дыня, муха, вата, губы, ноги, духи, дети, люди, ухо, мыло, лото.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать: а) «моя», б) «мои», в) «мое». Ребенок: моя ива мои ноги мое ухо моя дыня мои губы мое мыло моя муха мои духи мое лото моя вата мои дети мои люди
1.7. Упражнение «УЗНАЙ, ЧТО (КТО) ЭТО?» Цель:
Оборудование: предметные картинки: вода, муха, липа, пена, небо, вата, дети.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит угадать и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед: Ребенок:
Льётся, журчит (что?) вода. Летает, жужжит (что?) муха. Растёт, зеленеет (что?) липа. Играют, бегают, шалят (кто?) дети. Мыльная, белая (что?) пена Голубое, безоблачное (что?) небо. Мягкая, пушистая (что?) вата.
1.8. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».Цель:
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные (предметные) картинки и предлагает закончить предложения словом, подходящим по смыслу:
Логопед: Ребенок:
Дети смотрят (что?) кино. Маме подарили (что?) духи. У Тани болит (что?) нога. Из крана течет (что?) вода. Аня купила (что?) кофе. Катя пришила зайцу (что?) ухо. После весны наступает (что) лето. В конюшне стоят (кто?) кони. Петя обул (что?) кеды
1.9. Упражнение « ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Цель:
Ход игрового упражнения.
Логопед читает стихотворение А. Грачева, ребенок добавляет слово «кот », изменяя его по смыслу.
Логопед: Ребенок:
У норы добычи ждет Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Убегает от кота, А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая, и та, Видя грозного кота, Убежит скорее в дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте.
(Аналогично проводится работа со словом «вода».)
Грязнулю всегда выручает вода.
Чтобы плыли корабли, Чтоб варили кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без… воды.
Гусь в любую непогоду Торопится забраться в… воду.
Всегда и везде Вечная слава… воде. 1.10. Упражнение « КОГО ТЫ ВИДЕЛ В ЗООПАРКЕ?»Цель:
Оборудование: предметные картинки: конь, бык, пони, пума, як.
Ход игрового упражнения.
Логопед сообщает ребенку, что животные, о которых пойдет речь, живут в зоопарке. Затем показывает картинки, называя животных, изображенных на них, и просит ответить на вопрос: « Кого ты видел в зоопарке?»
Логопед: Ребенок:
Это конь. Кого ты видел? Коня. Это бык. Кого ты видел? Быка. Это пони. Кого ты видел? Пони. Это пума. Кого ты видел? Пуму. Это як. Кого ты видел? Яка.
1.11. Упражнение «ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ».Цель:
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним стихотворение И. Лопухиной - сначала по две строчки, потом по четыре. Тома дома? Дома Тома.
Тёма дома? Дома Тёма.
Дома Тима, Дома Дима.
Дома Катя, Надя, Лида
Петя, Федя И Никита.
1.12. Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы. Затем повторить предложение полностью.
Логопед: Ребенок:
Мама дала Кате дыню. Кто дал дыню? Мама. Что сделала мама? Дала. Что дала мама? Дыню. Кому мама дала дыню? Кате.
На ноге у коня муха. Кто на ноге у коня. Муха. У кого на ноге муха? У коня. Где муха? На ноге. |