Версия для слабовидящих
События
27 Сентября 2023
 
14 Августа 2023
Уважаемые родители! Для быстрого и удобного способа получения услуг используйте QR- коды! ...
10 Августа 2023
8, 9, 10 сентября в регионе состоятся выборы Губернатора КуZбасса и выборы депутатов Законадательного...
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Гиперактивный ребенок

МБ ДОУ «Детский сад № 149»

      

 

 

 

    Гиперактивный ребенок

 

 

                         

 

 

                                Составитель:

 педагог - психолог                                                                               Пономарева И. Г.

 

 

                               

 

                            Новокузнецк 

Высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, что затрудняет социальную адаптацию ребенка, мешает его развитию и обучению.

В дошкольном возрасте признаки гиперактивности у детей можно диагностировать по следующим моментам:

  1. 1.        Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. 2.        Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. 3.        Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. 4.        С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия, экскурсии, праздники).
  5. 5.        На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. 6.        При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. 7.        С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. 8.        Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  9. 9.        Не может играть тихо, спокойно.
  10. 10.    Болтливый.
  11. 11.     Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. 12.     Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь
  13. 13.     Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
  14. 14.    Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) ставит врач (невролог). Данный синдром представляет собой проявление ММД - минимальной мозговой дисфункции, то есть очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы. Детская гиперактивность развивается на фоне чуть повышенной активности зон головного мозга, когда процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

СДВГ является легким поражением нервной системы, поэтому при адекватном подходе к такому ребенку он, скорее всего, будет вполне успешен в обучении (часто среди таких детей встречаются и одаренные), а к 4-6 классу проявления синдрома практически исчезнут (во взрослом возрасте диагноз СДВГ уже не ставится).

     Основными признаками СДВГ являются невнимательность. гиперактивность и импульсивность. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья.

Из-за трудностей контроля собственного поведения, непредсказуемого поведения и вообще своеобразия личности гиперактивный ребенок может испытывать трудности адаптации к детскому коллективу.

Признаки гиперактивности у детей наиболее ярко начинают проявляться в 4-5- летнем возрасте. В школьном возрасте гиперактивному ребенку приходится достаточно сложно, в связи с тем что требования к вниманию в школе достаточно жесткие. К подростковому возрасту детская гиперактивность значительно снижается или исчезает.

Интеллектуально           гиперактивный

ребенок совершенно сохранен, т.е. умственные функции у него не нарушены. Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5- 15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на взрослого, не воспринимает информацию.

Рекомендации родителям:

—  в воспитании необходимо избегать двух крайностей - проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований Нельзя     допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму;

—    повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

—   выслушивайте то, что хочет сказать

ребенок;

—      для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

—        уделяйте ребенку достаточно внимания;

—   не допускайте ссор в присутствии

ребенка;

—     установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенкачеткому планированию своей деятельности;

—      чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;   

—  снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

—  оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;        

— избегайте по возможности больших скоплений людей;

—помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;

—  придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

—    не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

—    чаще хватите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

—          не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

—            помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

—           не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

—          старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок;

—    давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

—     поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение);

—     давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия (особенно полезна гимнастика и плавание).